Копающаяся в методиках: Библиографические указатели-игрушки. Обобщение опыта
Копающаяся в методиках: Библиографические указатели-игрушки. Обобщение опыта
Представляем отрывок из опубликованного сообщения блога "Копающаяся в методиках":
Представляем отрывок из опубликованного сообщения блога "Копающаяся в методиках":
...Придумать
свою библиоигрушку способен каждый, работающий с детьми. Библиоигрушки
по совокупности общих и отличительных черт можно Г. С. делит на две
группы: предметные (кубики, куклы, мячики, машинки, трансформеры и т.
д.) и имеющие форму книжек-игрушек (фигур, раскладушек, панорам, затей и
др.). Нестандартными, педагогически действенными получаются
библиоигрушки, сочетающие в себе признаки различных книжек-игрушек и
игрушек предметных. Основа — книга-фигура, внутри — элементы книги-затеи
(музыкальной, логической или математической). К этому могут быть
добавлены поднимающиеся, как в книге-панораме, красочные рисунки, или
"спрятанные" в кармашки, в окошки нарисованных домиков фигурки
литературных персонажей, вместе с которыми небезынтересно создать свой
"театр на столе".
Дети
любят что-то покрутить, повертеть, разобрать и собрать, и надо
предусмотреть в конструкции пособия движущие элементы (круг со стрелкой
или солнышко с лучиками, сделать прорези, чтобы можно было изобразить,
как катится машина или едет в карете Кот в сапогах). К пособию
желательно приложить различные предметы (может быть, библиоигрушка со
спрятанной в нее настоящей игрушкой или деталями для конструирования). К
тому же все это поддерживает и развивает исследовательский навык
ребенка.
Ребенок
нередко наделяет волшебными свойствами самые обычные предметы (палочка
превращается в коня, опрокинутый табурет в машину, веревочка в речку),
он любит, когда с ним играют в слова и словом, он превращает все свое
игрушечное хозяйство в маленькую школу, где куклы, мишки, зайки —
ученики, а он — учитель. Конечно же, все это тоже надо учитывать в
разработке пособий.
Несомненно,
библиоигрушки вносят привлекательную для детей яркость и образность в
информационную среду библиотеки, помогают усилить ее наглядность,
делают дружественной ребенку. Но тиражирование игрушек по образцам,
предложенных практиками, должны иметь свои ограничения, некоторый
предел. Лучше узнать, что сделали другие, и придумать свою игрушку,
цель которой — рекомендация книг. Это может быть одна книга, две,
пять—семь, но никак не больше. Надо помнить, что создаем игрушку для
маленьких.
Расположить
информацию о книгах нужно так, чтобы она выделялась на фоне рисунков.
Значит, шрифт должен быть крупным, все буквы ровные, четкие, легко
узнаваемые. Имеет значение тематическая связь между текстом небольшой
аннотации (одно-два предложения) и рисунками, цветовая символика. В
пять-семь лет ребенок уже разбирается в оттенках цветов, но цветовая
гамма не должна быть пестрой. И очень важно, чтобы игрушка выполняла
главную свою функцию: действительно была дидактической (обучающей
самостоятельному поиску и выбору книг) и развивающей ребенка
творчески, чтобы она смогла вовлечь ребенка в игру, и через игру,
незаметно для него, привлекла бы внимание к рекомендуемым книгам.
Творческие
задания как неотъемлемый элемент таких вспомогательных пособий в
обучении информационному поиску должны иметь отношение к тематике
представленной литературы и обязательно предусматривать не только полную
самостоятельность детей в их выполнении, но и свободное проявление
фантазии малышей. Можно предложить детям соединить детали костюмов
персонажей, придумать героя своей книги (например, о солнце и звездах) и
для него необычный костюм. С удовольствием дети рисуют, "сочиняют
музыку", сказки, загадки. Дети, умеющие читать и писать, пусть еще
печатными буквами, могут написать на листочках название понравившейся
книги, имя самого любимого героя и несколько добрых слов о нем (Незнайка
— фантазер, Дюймовочка — красивая, нежная). Если помогут родители, то
можно прислать письмо герою. И все эти работы надо мудро и умело
расположить рядом с библиоигрушками. Они станут еще одной
запоминающейся рекомендацией прочитать самые интересные и полезные
книги, а для ребенка-автора — похвалой, признанием значимости того, что
он делает.
Подробности здесь : Копающаяся в методиках: Библиографические указатели-игрушки. Обобщение опыта
Комментарии
Отправить комментарий
Комментарии появляются в системе после проверки модератора.