Копающаяся в методиках: Библиографические указатели-игрушки. Обобщение опыта

Копающаяся в методиках: Библиографические указатели-игрушки. Обобщение опыта

Представляем отрывок из опубликованного сообщения блога "Копающаяся в методиках":



...Придумать свою библиоигрушку способен каждый, работающий с детьми. Библиоигрушки по совокуп­ности общих и отличительных черт можно Г. С. делит на две группы: предметные (кубики, куклы, мячики, машинки, трансформеры и т. д.) и имеющие форму книжек-игрушек (фигур, раскладушек, панорам, затей и др.). Нестандартными, педагогичес­ки действенными получаются библиоигрушки, сочетающие в себе признаки различных книжек-игрушек и игрушек предметных. Основа — книга-фигура, внутри — элементы книги-затеи (му­зыкальной, логической или математи­ческой). К этому могут быть добавле­ны поднимающиеся, как в книге-па­нораме, красочные рисунки, или "спрятанные" в кармашки, в окошки нарисованных домиков фигурки лите­ратурных персонажей, вместе с кото­рыми небезынтересно создать свой "театр на столе".
Дети любят что-то покрутить, по­вертеть, разобрать и собрать, и надо предусмотреть в конструкции посо­бия движущие элементы (круг со стрелкой или солнышко с лучиками, сделать прорези, чтобы можно было изобразить, как катится машина или едет в карете Кот в сапогах). К посо­бию желательно приложить различ­ные предметы (может быть, библиоигрушка со спрятанной в нее настоящей игрушкой или деталями для конструи­рования). К тому же все это поддер­живает и развивает исследовательс­кий навык ребенка.
Ребенок нередко наделяет вол­шебными свойствами самые обычные предметы (палочка превращается в коня, опрокинутый табурет в машину, веревочка в речку), он любит, когда с ним играют в слова и словом, он прев­ращает все свое игрушечное хозяй­ство в маленькую школу, где куклы, мишки, зайки — ученики, а он — учи­тель. Конечно же, все это тоже надо учитывать в разработке пособий.
Несомненно, библиоигрушки вно­сят привлекательную для детей яр­кость и образность в информационную среду библиотеки, помогают усилить ее наглядность, делают дружествен­ной ребенку. Но тиражирование игрушек по образцам, предложенных практиками, должны иметь свои ограничения, не­который предел. Лучше узнать, что сделали другие, и придумать свою иг­рушку, цель которой — рекомендация книг. Это может быть одна книга, две, пять—семь, но никак не больше. Надо помнить, что создаем игрушку для ма­леньких.
Расположить информацию о кни­гах нужно так, чтобы она выделялась на фоне рисунков. Значит, шрифт должен быть крупным, все буквы ров­ные, четкие, легко узнаваемые. Имеет значение тематическая связь между текстом небольшой аннотации (одно-два предложения) и рисунками, цве­товая символика. В пять-семь лет ребенок уже разбирается в оттенках цветов, но цветовая гамма не должна быть пестрой. И очень важно, чтобы игрушка выполняла главную свою функцию: действительно была дидак­тической (обучающей самостоятель­ному поиску и выбору книг) и разви­вающей ребенка творчески, чтобы она смогла вовлечь ребенка в игру, и через игру, незаметно для него, прив­лекла бы внимание к рекомендуемым книгам.
Творческие задания как неотъем­лемый элемент таких вспомогательных пособий в обучении информационно­му поиску должны иметь отношение к тематике представленной литературы и обязательно предусматривать не только полную самостоятельность де­тей в их выполнении, но и свободное проявление фантазии малышей. Мож­но предложить детям соединить дета­ли костюмов персонажей, придумать героя своей книги (например, о солн­це и звездах) и для него необычный костюм. С удовольствием дети рисуют, "сочиняют музыку", сказки, загадки. Дети, умеющие читать и писать, пусть еще печатными буквами, могут напи­сать на листочках название понравив­шейся книги, имя самого любимого героя и несколько добрых слов о нем (Незнайка — фантазер, Дюймовочка — красивая, нежная). Если помогут ро­дители, то можно прислать письмо ге­рою. И все эти работы надо мудро и умело расположить рядом с библиоигрушками. Они станут еще одной за­поминающейся рекомендацией про­читать самые интересные и полезные книги, а для ребенка-автора — похва­лой, признанием значимости того, что он делает.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

О библиотеке и библиотекаре с любовью

Креативные книжные инсталляции для привлечения читателя

Библиотерапия. Лечимся книгами