Библиотерапия. Лечимся книгами

«Открываю томик одинокий -
Томик в переплете полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.

Пусть он думал и любил иначе
И в столетьях мы не повстречались…
Если я от этиx строчек плачу,

Значит, мне они предназначались.»

Книги – это целый мир, в котором можно вести себя по-разному. Книги можно не только внимательно читать, их можно сортировать, коллекционировать или просматривать. Например, любимым занятием для Карла Маркса было "рыться" в книгах. Все эти библиотечные процессы вносят свой положительный вклад в оздоровление человека.

Книга, это тоже лекарство, с ее помощью можно лечить. 

Библиотерапия сейчас офи­циально признанный метод лечения, но еще в древние времена целители знали, что некоторые книги успешно поднимают настроение и способствуют успешному излечению пациентов.
Существует наблюдение, что чтение произведений Шекспира, Бунина, Бродского и д.р. является средством от угнетенного состояния. Учёные из Ливерпульского университета наблюдали за изменением активности мозга добровольцев во время чтения Шекспира. Оказалось, что под воздействием высокой поэзии нормализуется работа части мозга, отвечающей за эмоции, и активируется зона самоконтроля.
Произведения Ф.М. Достоевского, наполнены таинственностью и в некоторых людях пробуждают, неведомые до этого внутренние чувства и переживания.
Л.Н. Толстой некоторых утомляет, а некоторых веселит;
рассказы Бунина вызывают новые ощущения и искорки жизни.
У Чехова, как и у Гоголя, есть веселые вещи, а есть и глубокие, философские рассуждения. Это только русская классика, а, сколько еще другой литературы, в том числе зарубежной, не отстающей от русской по способности влиять на восприятие.
Библиотерапия - это методика, созданная для р­еабилитации пациентов со стрессовыми состояниями и различными фобиями. Лечебную книгу при желании может подобрать для себя каждый. Нужно лишь помнить главные принципы библиотерапии: произведение должно быть увлекательным, а чтение - не только доставлять удовольствие, но и заставлять думать.

Желательно, чтобы главный герой попадал в ситуации, сходные с теми, что случались когда-то с вами и переживания о которых тревожат вас до сих пор. Также книга должна или вселять оптимизм и веру в лучшее, или омывать душу, оставляя ощущение светлой грусти.

Люди, которые много читают, сами знают, что им читать. Они не только знают, что им читать, но и как правильно работать с книгой. Но, все же есть достаточно большая прослойка людей, которые не знают, что им читать. И здесь на помощь может прийти библиотекарь.



ЧТЕНИЕ и здоровье

Классическая литература

Особенности: размеренное повествование даёт ощущение устойчивости. Чужие ошибки заставляют задуматься о своих.
Показания: универсальное средство при стрессах, неврозах, навязчивых состояниях.
Рекомендуем: Русская классика (Пушкин А.С.: «Метель», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Повести Белкина»; Лермонтов М.Ю.: «Герой нашего времени»; Бунин И.А.: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Веселый двор»; Куприн А.И.: «Изумруд», «Гранатовый браслет», «Святая ложь»; Тургенев И.С.: «Отцы и дети», «Дым», «Новь»; Чехов А.П.: «Дачники», «Радость», «Торжество победителя»,«Анна на шее», «Моя жизнь», «О любви», «Душечка»; Толстой А.Н.: «Хождение по мукам», «Казаки»; Гончаров И.А.: «Обломов»; Толстой Л.Н.: «Война и мир», «Воскресенье»; Грибоедов А.С.: «Горе от ума»; Гоголь Н.В.: «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель», «Нос», «Вечера на хуторе близ Диканьки»Шолохов М.А.: «Судьба человека»; Булгаков М.А.: «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Дни Турбиных»; Каверин В.: «Два капитана»)
Зарубежная литература (Маркес Г.: «Полковнику никто не пишет», «Сто лет одиночества»; Моэм С.: «Театр», «Рождественские каникулы», «Гроздья гнева»; Цвейг С.: «Врачевание и психика»; Шоу Б.: «Пигмалион»; Саган Ф.: «Любите ли Вы Брамса»; Мопассан Г.: «Жизнь», «Милый друг», новеллы; Уальд О.: «Портрет Дориана Грея»; Флобер Г.: «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств»; Теккерей В.: «Ярмарка тщеславия»; Голсуорси Дж.: «Сага о Форсайтах»; Лондон Дж.: «Белый клык», «Любовь к жизни», «Маленькая хозяйка большого дома»; Диккенс Ч.: «Посмертные записки Пиквикского клуба»; Рабле Ф.: «Гаргантюра и Пантагрюэль»;Бальзак О.: «Утраченные иллюзии», «Человеческая комедия»)


Детективы и приключения
 


Особенности: тренируют внимательность, логику, усидчивость, наблюдательность. Закрученные сюжеты хорошо отвлекают от грустных мыслей и проблем. 
Показания: при навязчивых состояниях, психозах.
Рекомендуем: Детективы (Сименон Ж.: «Желтый пес»; Кристи А.: «Шестое чувство», «Десять негритят»; Дойль А. К.: «Записки о Шерлоке Холмсе»; Гарднер Э.: «Классическое преступление»; Праттер Р.: «Труп с выпученными глазами»; Квин Э.: «Безрассудство»; Кейн Дж.: «Серенада»; Чейни П.: «Этот человек опасен»; Криси Д.: «Инспектор Уэст на отдыхе»; Уайт Э.: «Винтовая лестница»; Макдональд Д.: «Девушка, золотые часы и все остальное»; Макбейн Эд.: «Мошенники»; Макдональд Р.: «Полосатый катафалк»; Стаут Р.: «Умолкнувший оратор»; Латимер Д.: «Леди в морге»; Райс К.: «Случайный свидетель»; Кварри Н.: «Смерть - моя тень»; Смейз Р.: «Ловушка убийцы»; Чейз Дж.: «Стук, стук … кто там?»; Флеминг Я.: «Агент 007»; Спилейн М.: «Поцелуй меня сатана»; Холлидей Б.: «Заработать на смерть»; Чейни П.: «Сплошные неприятности»; Эксбрая Ш.: «Ловушка для простака»; Леонов Н.: «Удачи, тебе сыщик»; Незнанский Ф.: «Игра покрупному»; Корецкий Д.: «Разящий удар»; Бойцов Ю.: «Заказной»; Высоцкий С.: «Кто следующий»; Безуглов А.: «Мафия»; Маринина А.: «Стилист»)
Приключения, истории (Купер Ф.: «Следопыт», «Зверобой», Скотт В.: «Айвенго»; Сальгари Э.: «Черный корсар»; Дрюон М.: «Проклятые короли»; Дюма А.: «Три мушкетера», «Граф Монте Кристо»; Прус Б.: «Фараон»; Сенкевич Г.: «Крестоносцы»; Рид М.: «Всадник без головы»; Борн Г.: «Тайны мадридского двора»; Паласио В.: «Пираты мексиканского залива»; Сабатини Р.:  «Одиссея капитана Блада», «Хроника капитана Блада»; Питаваль Э.: «Голова королевы»; Верн Ж.: «Таинственный остров»; Дойль А.: «Затерянный мир»; Твен М.: «Приключения Тома Сойера»; Стивенсон Р.: «Остров сокровищ»; Мельников-Печерский П.: «На горах», «В лесах»; Федоров Е.А.: «Каменный пояс»; Шишков С.: «Угрюм-река»; Седых К.: «Даурия»; Пикуль В.: «Фаворит»; Иванов Вс.: «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов»; Черкасов А.: «Хмель»; Москвитина П.: «Рыжий Конь», «Чёрный тополь»)

Научная фантастика, фэнтези


Особенности: расширяет границы возможного, обост­ряя до крайности ситуации и поступки, даёт возможность пациенту принять без страха свои мысли и желания и допускать их наличие у других. 
Показания: при фобиях (страхах). Настоятельно рекомендуется пациентам, живущим «в футляре» и по строгому расписанию.
Рекомендуем: Гаррисон Г.: «Неукротимая планета», «Конные варвары», «Специалист по этике», «Стальная Крыса», «Звездные похождения галактических рейнджеров»; Брин Д.: «Прыжок в солнце»; Желязны Р.: «Сумеречный Джек»; Нортон А.: «Гаран вечный», «Королева солнца», «Камень предтеч»; Сандерсон А.: «Твари»; Уэллс Г.: «Человекневидимка», «Война миров», «Машина времени», «Остров доктора Морро»; Хайнлайн Р.: «Кукловоды», «Марсианские войны»; Шекли Р.: «Координаты чудес»; Азимов А.: «Я, робот»; Андерсон П.: «Патруль времени»; Лем С.: «Солярис»; Павлов С.: «Лунная радуга»; Булычев К.: «Любимец»; Ефремов И.: «Туманность Андромеды»; Толстой А.: «Аэлита»; Кинг С.: «Лангольеры»; Вэнс Б.: «Звездный король»; Шекли Р.: «Координаты чудес»; Беляев А.: «Голова профессора Доуэля»; Толкиен Дж.: «Хоббит», «Властелин колец»

Поэзия 


Особенности: чёткий ритм нормализует процессы, протекающие в организме. Стихи настраивают на позитив, внушают веру в свои силы.
Показания: при депрессиях. Чтение стихов используется в логопедических занятиях при восстановлении после инсульта.
Рекомендуем: сонеты и пьесы У. Шекспира, поэзия Д. Байрона, И. Гете, А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, Р.М. Рильке, А. Ахматовой, С. Есенина

Сказки и фольклорная литература


Особенности: в лёгкой форме обучает правилам общения, учит наблюдательности. 
Показания: при гиперактивности у детей и хроническом непослушании трудных подростков.
Рекомендуем: Русские народные сказки, Аксаков С.: «Аленький цветочек»; Андерсон Г.Х.: «Дюймовочка», «Огниво», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Снежная королева»; Ершов П.: «Конек-горбунок»; Маршак С.: «Двенадцать месяцев»; Пушкин А.С.: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; Перро Ш.: «Золушка», : «Кот в сапогах», «Спящая красавица»; Родари Дж.: «Чиполлино»; Кэрол Л.: «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»; Волков А.: «Волшебник Изумрудного города»; Милн А.: «Вини Пух и все, все, все»; Линдгрен А.: «Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный Чулок»; Олеша Ю.: «Три толстяка»; Экзюпери А.С.: «Маленький принц»; Бажов П.: «Малахитовая шкатулка»; Братья Гримм: «Метелица», «Горшочек каши», «Храбрый портняжка»; Киплинг Р.: «Маугли»; Толстой А.: «Золотой ключик»; Чуковский К.: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Краденое солнце»; Носов Н.: «Приключения Незнайки», «Незнайка на Луне», Джеймс Крюс «Тим Талер, или Проданный смех».
«Возрастное чтение»:
- 3 года: Три поросёнка. В 3–4 года детям близки и интересны сказки о животных, причём неважно, что это – стихи Чуковского или незабвенные «Три поросёнка».
- 4,5 года: Винни-Пух. С 4,5 года дети получают огромное удовольствие, слушая сказки о взаимодействии животных и людей. Иван-царевич и Серый Волк, Кристофер Робин и Винни-Пух – идеальные варианты!
- 5 лет: Золушка. С 5–6 лет малыш идентифицирует себя уже с человеческими персонажами: мальчики – с рыцарями, девочки – с принцессами. Этих героев ты сможешь отыскать в волшебных сказках Шарля Перро и Андерсена.

Юмористическая литература


Особенности: снимает тревожность, учит бесконфликтной технике общения.
Показания: подрост­кам - в переходном возрасте, повышает настроение в п­ослеоперационный период.
Рекомендуем:  «школьные» произведения Н. Носова, «Денискины рассказы» В. Драгунского; Ильф И., Петров Е.: «Золотой теленок», «Двеннадцать стульев»; Зощенко М.: «Доктор медицины», «Врачевание и психика», «Западня», «Плохая жена», «Опасные связи», «Сердца трех», «Пчелы и люди», «Хорошая игра», «Голубая книга»; Ленч Л.: «Канитель», «Женское обаяние», «Неразборчивый почерк», «Свидание»; Шукшин В.: «Непротивленец», «Макар Жеребцов», «Билетик и двое других»; Аверченко А.: «Подходцев и двое других»; Искандер Ф.: «Созвездие козлотура»; Жванецкий М.: «Год за два»; сборники М. Задорнова, повести Т. Крюковой и др.

Философская и духовная литература 


Особенности: даёт представление о целостности мира и месте человека в нём.
Показания: при острых стрессах, хронических депрессиях. 
Рекомендуем: религиозная литература, сочинения Платона; Аристотеля;, Даосская книга притч «Чжуан-цзы»; Карл Юнг «Тибетская книга мертвых»; Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»; Д. Андреев «Роза мира»; книги М. Норбекова, В. Мегре, Э. Мулдашева.
ЭТО интересно: В 2013-м году Минздрав Великобритании утвердил программу, по которой лечащий врач может прописать пациенту... книгу. В рекомендованный список входят 30 жизнеутверждающих образцов психологической литературы. Теперь терапевты "назначают" их своим пациентам. Для каждой конкретной психической проблемы — своя книга, которую легко можно отыскать в британских библиотеках. Тем, кто страдает бессонницей, советуют прочесть книгу Колина Эспи "Преодолевая бессонницу и проблемы со сном". Тем, кто не справляется со стрессом, предлагают труд Марты Дэвис "Сборник упражнений для релаксации и снятия стресса". И далее по списку. Стоит отметить, что благотворительная организация — Ассоциация по чтению (Reading Agency), которая увлекла правительство библиотерапией, настойчиво предлагает британцам читать книги из списка самостоятельно, не дожидаясь врачебной консультации. А библиотеки тем временем начинают организовывать кружки по разбору текстов из рекомендованного списка (источник: Коммерсант.ru).
по мат.: AIF.ru

Читайте библиотечные советы в разделе Дело вкуса

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

О библиотеке и библиотекаре с любовью

Креативные книжные инсталляции для привлечения читателя